КИНО: Зеркало для героя (1987, СССР) Реж. В. Хотиненко

Год выпуска, страна: 1987, СССР
Режиссер: Владимир Хотиненко

В ролях: Сергей Колтаков, Иван Бортник, Борис Галкин, Наталья Акимова, Феликс Степун, Виктор Смирнов, Николай Стоцкий

Жанр: драма, соцреализм, сюрреализм, трагикомедия, фантастика


Два советских человека, молодой ученый-диссертант и производственник, отсидевший в тюрьме за обвал на шахте, каким-то непостижимым образом переносятся из горбачевского СССР в 1949 год. Времена те еще. Кругом инвалиды войны, пленные немцы, шпионы, нквдшники и просто пьяные граждане. Дело происходит на Донбассе. Страна восстанавливается, стране нужно много угля. Шахта «Пьяная» находится в аварийном состоянии, но отбитые на голову шахтеры рвутся в бой с упрямой породой, ведь нужно выполнить и перевыполнить план.

Два героя пытаются как-то устроится в новом старом мире. Но оказывается, что каждый следующий день повторяется заново и вот они уже отмечают черточками дни на стене. Такой вот день сурка. Ну а далее, по закону жанра, пытаются найти выход, стать лучше. Производственник хочет уничтожить шахту, ведь в будущем его посадят из-за нее, а ученый приходит в свою семью, где его молодая мать, еще беременна им. Там и пытается наладить контакт с отцом, ведь в нормальной жизни они не понимали друг друга. В общем, много чего намешано.

Позднесоветская ненаучная фантастика с претензиями на глубину мысли. В принципе, идея очень интересная, но… Увы, воплощение некудышное. Первое — это рваный сценарий. Не всегда понятно, кто есть кто и что происходит на экране. Напоминает немного опусы Михалкова. Повествование лоскутное, дерганое, много суеты, каких-то ненужных, но видимо важных, с точки зрения режиссера, моментов. И второе, явная антисоветская нацеленность автора. Она проявляется и в показанном конфликте поколений, где старый отец обвиняет сына в непонимании и отрицании идеалов прошлого. Она проявляется и в нарочитой явной карикатурности персонажей и сцен (все эти собрания, голосования, аплодисменты, выполнить-перевыполнить, тупая упертость шахтеров и проч.) тем самым показывая идиотизм и абсурдность советских реалий. Ну и рокеры Наутилусы тоже. А как? Скованые одной цепью — это плохо, а тоскливо-мечтательная Гуд-бай Америка, где не был никогда — это хорошо. Актеры играют, в принципе, сносно, но как-то поверхностно. Сами герои неприятные, симпатии не вызывают. Может еще отсюда такое негативное впечатление.

Посыл — 2
Атмосфера — 3
Сценарий — 2
Актерская игра — 3
Картинка — 3
В целом: 3

Стоит ли пересматривать? Даже не знаю.